Администрация поселковой администрации СП
Поселок Детчино
Малоярославецкий район
Калужская область

Целевая модель вовлечения граждан

 

Целевая модель

по организации общественного участия, а также вовлечению бизнеса и граждан в реализацию проектов благоустройства городской среды

I.   Паспорт проекта

Название проекта Организация общественного участия в реализации проектов развития городской среды
Суть проекта Внедрение механизмов согласования и обсуждения проектов, проектирование с вовлечением жителей, местных сообществ, активистов, чиновников, локального бизнеса, инвесторов и экспертов для определения целей и задач развития территории и совместного принятия решений, разрешения конфликтов и повышения эффективности проекта.
Ожидаемые результаты ·          Повышение эффективности проектных решений и использования бюджетных средств

·          Развитие диалога муниципалитетов, бизнеса и горожан

·          Снижение рисков градостроительных конфликтов.

·          Сведение участия бизнеса к формату «социальной ответственности», «социальной нагрузки» без возможности деятельного взаимовыгодного участия бизнеса в городских проектах.

·          Удовлетворенность граждан и бизнеса от участия в принятии градостроительных решений.

Основные вехи дорожной карты внедрения ·          Образовательные программы для жителей и муниципалитетов.

·          Участие жителей в формировании заданий на проектирование.

·          Участие жителей в разработке проектов.

·          Участие жителей в обсуждении концепций и эскизных проектов по развитию территорий.

·          Совместные проекты и мероприятия с городскими сообществами и интересантами проектов.

·          Участие жителей в оценке реализованных объектов, сбор обратной связи.

Участники реализации базовой практики ·          Правительство региона.

·          Муниципалитеты.

·          Общественность.

·          Бизнес.

·          Эксперты.

Выгодополучатели

 

·          Население.

·          Активисты-общественники.

·          Регион.

·          Муниципалитеты.

·          Бизнес.

·          Профессиональное сообщество (архитекторы, проектировщики, дендрологи и др.)

II.               Предпосылки внедрения

Предпосылками, условиями и важнейшими факторами успеха внедрения проекта «Организация общественного участия в реализации проектов развития городской среды» являются:

·          Отсутствие практики деятельного участия конечных пользователей городской среды в проектах развития среды, исключенность из системы принятия решений, сведение роли жителей до пассивного потребления.

·          Риски неэффективности проектных решений в ситуации недостаточного понимания архитектором пространства спектра местных ресурсов, потенциалов, ценностей и проблем.

·          Риски необоснованной траты бюджетных средств на реализацию ненужных решений и потенциально вредных проектных решений.

·          Отсутствие эффективных практик взаимодействия, а также инструментов диалога муниципалитетов и горожан; формализация общественного участия механизмами публичных слушаний и рассмотрения жалоб.

·          Риски возникновения градостроительных конфликтов.

·          Сведение участия бизнеса к формату «социальной ответственности», «социальной нагрузки» без возможности деятельного взаимовыгодного участия бизнеса в городских проектах.

·          Политическая воля и внятное обозначение участия жителей в качестве приоритета развития общественных пространств.

·          Запрос горожан на возможность быть активными участниками городской жизни, влиять на принимаемые решения.

·          Наличие достаточного количества объектов обустройства для систематизации практик.

III. Механизмы внедрения

Соучаствующее проектирование включает в себя механизмы согласования и обсуждения проектов, проектирование с вовлечением жителей, местных сообществ, активистов, чиновников, локального бизнеса, инвесторов и экспертов для определения целей и задач развития территории и совместного принятия решений, разрешения конфликтов и повышения эффективности проекта.

Участие жителей подразумевает:

·        Образовательные программы для жителей и муниципалитетов.

·        Участие жителей в формировании заданий на проектирование.

·        Участие жителей в разработке проектов.

·        Участие жителей в обсуждении концепций и эскизных проектов по развитию территорий.

·        Участие жителей в оценке реализованных объектов, сбор обратной связи.

·        Совместные проекты и мероприятия с городскими сообществами и интересантами проектов.

Для реализации практики используются следующие инструменты: проведение фокус-групп, работа с отдельными группами пользователей, организация проектных семинаров, организация проектных мастерских (воркшопов), проведение общественных обсуждений, проведение дизайн-игр с участием взрослых и детей, организация проектных мастерских со школьниками и студентами, школьные проекты (рисунки, сочинения, пожелания, макеты), анкетирование, опросы, интервьюирование, картирование, проведение оценки эксплуатации территории.

IV. Бизнес-модель

 

Представители бизнес-сообщества являются важными участниками и стейкхолдерами развития общественного пространства, если найти точки взаимного интереса и направить инвестиции в необходимые и интересные бизнесу проекты.

 

За счет обустройства общественных пространств:

 

  • происходит капитализация территории,
  • снижается криминогенность,
  • растет стоимость недвижимости в непосредственной близости к общественному пространству,
  • создается дополнительный траффик, который можно предлагать бизнесу.

 

Основные формы участия бизнеса:

 

  • инвестиции в проект развития территории,
  • обустройство точки реализации / павильона в соответствии с общей стилистикой пространства,
  • обустройство территории, прилегающей к точке реализации (павильону / объекту капитального строительства),
  • поставка производителем своей продукции для обустройства создаваемого пространства.

 

Объединение сил муниципалитета и локального бизнеса дают мощный синергетический эффект для создания устойчивого проекта.

 

Кроме того, обустройство общественных пространств предполагает проведение работ и закупку материалов (в том числе малых архитектурных форм), которые также необходимо по возможности отдавать для выполнения локальному бизнесу. Один из дополнительных эффектов – создание новых рабочих мест и новых компетенций.

 

V. Ключевые мероприятия дорожной карты внедрения

 

Описание мероприятия Исполнитель
1. Разработка программы, в рамках которой предполагается обустройство территорий муниципалитетами. Субъект РФ
2. Объявление программы, объяснение способов участия в программе, доведение информации до всех заинтересованных сторон (до муниципалитетов ­– как участвовать, до экономических субъектов и профессионального сообщества ­– как подключиться, до жителей – как принять участие). Субъект РФ
3. Утверждение регламента программы, сроков, распределение ответственности Субъект РФ
4. Сбор заявок от муниципалитетов на участие в программе. Субъект РФ
5. Утверждение перечня муниципалитетов – участников программы. Субъект РФ
6. Определение организации, ответственной за реализацию и контроль процессов вовлечения. Субъект РФ или муниципалитет
7. Подготовка заявки на участие в программе с предложением территории для развития. Муниципалитет
8. Объявление начала работы по развитию территории и сроков работы над проектом через СМИ, социальные сети, на сайте муниципалитета. Муниципалитет
9. Проведение предпроектного анализа территории, включая наблюдение за текущим использованием территории и интервьюирование разных возрастных и социальных групп пользователей территории. Вопросы: «Как Вы используете территорию? Как ее используют другие люди? Какие проблемы есть на территории? Что сделать, чтобы территория стала заметно лучше?» Муниципалитет
10. Интервьюирование всех собственников и арендаторов общественных зданий, магазинов, находящихся на территории или вплотную прилегающих к ней. Вопросы: «Как используется территория сейчас? Кто и что там делает? Какие проблемы характерны для территории? Кто Ваша аудитория/покупатели? Есть ли интерес Вашего бизнеса в развитии территории? Как сами готовы участвовать?» Муниципалитет
11. Организация конкурса школьных рисунков (в случае, если территория значима в масштабах города, либо если территория непосредственно примыкает к школе и используется школьниками). Муниципалитет
12. Выявление всех потенциально заинтересованных сторон, возможных партнеров проекта. Поиск активистов в социальных сетях. Выявление возможных инвесторов. Составление реестра (жители соседних домов, активные горожане, локальные сообщества и предприниматели, расположенные рядом культурные, образовательные, досуговые учреждения и т.п.) Муниципалитет
13. Выбор площадки, на которой будут проводиться общественные обсуждения. Зал должен вмещать от 100 чел, иметь свободную планировку, как минимум 12 столов (либо 24 сдвоенные школьные парты), 100 стульев. Обсуждения не должны проходить в зданиях администрации, больше подойдут неформальные площадки, библиотеки, школы, находящиеся в непосредственной близости либо на территории проектирования. Муниципалитет
14. Определение удобного времени для встречи. Встречи нельзя проводить в рабочее время. Подойдет вечернее время в будни после окончания рабочего дня, либо выходные. Составление графика из 3 встреч, увязанного с этапами проектирования. (Встреча №1 проводится, когда концепция еще не разработана – обсуждается территория. Встреча №2 проводится, когда разработан концептуальный проект – обсуждается предложенное зонирование, концепция развития. Встреча №3 проводится, когда разработан эскизный проект – обсуждаются конкретные решения, предлагаемые архитектором). Муниципалитет
15. Анонсирование встречи №1. Важно донести информацию до всех определенных потенциальных интересантов проекта по своим каналам (предпринимателей, службы администрации, администрацию прилегающих общественных зданий, ключевых лидеров мнений и лиц, полномочных принимать решения лучше пригласить лично. Людей, живущих рядом, пользующихся территорией можно позвать с помощью больших красочных афиш в стиле Программы. Заинтересованную общественность можно позвать через СМИ – анонсы в тематических или самых больших группах в социальных сетях, объявления в новостях по телевидению и радио, в газетах. Важно задействовать не только ресурсы администрации. Муниципалитет
16. Подготовка визуальных материалов к обсуждению:

·        карта территории в формате А1

·        презентация для общественного обсуждения (фотографии территории, визуализация результатов проведенного анализа, фотографии проведенных встреч)

·        индивидуальные анкеты участников, дублирующие вопросы, которые планируется обсуждать на встрече

Муниципалитет
17. Покупка канцтоваров (достаточно купить один раз на серию встреч), распечатка карт территории в формате А1. Муниципалитет
18. Подготовка площадки для проведения обсуждения. Важно сократить физическую и психологическую дистанцию между участниками – отказаться от президиума, поднятой сцены, трибун, максимально сократить расстояние от экрана – так участникам будет комфортнее и лучше видно. Важно сразу обеспечить рассадку по группам за столами. Люди могут садиться, как им комфортнее. Чиновники, главы администраций, бизнесмены также сидят за столами, как и местные жители, пришедшие по объявлению. Все дальнейшие встречи по проекту проходят в таком же формате. Муниципалитет
19. Проведение встречи №1 – общественного обсуждения территории. Примерный регламент:

·        публичное обсуждение сценариев использования территории (кто и как использует территорию сейчас, что там происходит).

·        публичное обсуждение проблем, существующих на территории сейчас (объекты, сценарии поведения) и которые необходимо решить проектом реконструкции.

·        публичное обсуждение ценностей территории (знаковые места, идентичность, история) – выявление того, что необходимо сохранить или на чем сделать акцент в проекте реконструкции.

·        групповая работа ­– генерация идей и предложений по развитию территории. Каждая группа в течение 30 минут должна на карте обозначить и выделить предлагаемые группой идеи (зоны, активности, функции, объекты).

·        презентации групповой работы – важно, чтобы каждая группа слышала друг друга, отмечала схожие моменты и идеи для развития территории.

·        подведение итогов – резюме встречи, общие моменты, обозначенные группами, обозначение следующих шагов.

На встрече ведется видеозапись, доступ открыт для всех желающих и для СМИ.

Муниципалитет
20. Анализ разработанных на встрече карт, заполненных анкет, полученной информации. Составление единого публичного отчета для архитекторов, представителей муниципальной власти и заинтересованной общественности. Муниципалитет
21. Публикация отчета о встрече на сайте муниципалитета, в интернет-представительстве проекта, в группах в социальных сетях, по эл. почте всем, кто оставил на встрече свои контакты для связи по проекту. Важно создать механизм получения обратной связи и указать, куда присылать комментарии и где получать информацию о статусе проекта. Муниципалитет
22. Разработка концептуального проекта развития территории с учетом информации, полученной на встрече №1 и информации, отраженной в отчете. Муниципалитет
23. Публикация концептуального проекта развития территории на сайте муниципалитета, группах в социальных сетях. Муниципалитет
24. Приглашение заинтересованной общественности на встречу №2 со ссылкой на концептуальный проект развития территории для ознакомления и формулировки вопросов. Рекомендации по анонсированию встречи №2 такие же, как по встрече №1. Необходимо обеспечить широкое информирование об обсуждении и личное приглашение всех ключевых интересантов и участников проекта. Муниципалитет
25. Подготовка визуальных материалов к обсуждению:

·        карта с визуализацией предлагаемой концепции развития территории в формате А1

·        презентация для общественного обсуждения (объяснение предлагаемых решений для территории, подбор возможных аналогов/референсов, фотографии территории, визуализация результатов проведенного анализа, фотографии проведенных встреч)

·        индивидуальные анкеты участников, дублирующие вопросы, которые планируется обсуждать на встрече.

Муниципалитет
26. Проведение встречи №2 – общественного обсуждения разработанного концептуального предложения по развитию территории. Примерный регламент:

·        презентация итогов прошедших встреч и проведенной аналитики

·        презентация разработанного концептуального предложения по развитию территории с детальным и понятным объяснением зонирования, возможных сценариев использования территории, предоставлением вариантов решения проблем, обозначенных на предыдущих встречах и в рамках предпроектного исследования

·        уточняющие вопросы аудитории в формате вопросов и ответов

·        групповая работа ­– обсуждение предлагаемой концепции в малых группах по 5-8 человек, формулирование обратной связи (что нравится, что смущает, что будет работать, что нет), генерация идей и предложений по развитию территории. Каждая группа в течение 30 минут работает с картой (можно выделять и зачеркивать предлагаемые решения, предлагать дополнительные функции и объекты, вносить уточнения).

·        презентации групповой работы – важно, чтобы каждая группа слышала друг друга, отмечала схожие моменты и идеи для развития территории.

·        подведение итогов – резюме встречи, общие моменты, обозначенные группами, обозначение следующих шагов.

На встрече ведется видеозапись, доступ открыт для всех желающих и для СМИ.

Муниципалитет
27. Анализ разработанных на встрече карт, заполненных анкет, полученной информации. Составление единого публичного отчета для архитекторов, представителей муниципальной власти и заинтересованной общественности. Муниципалитет
28. Публикация отчета о встрече на сайте муниципалитета, в интернет-представительстве проекта, в группах в социальных сетях, по эл. почте всем, кто оставил на встрече свои контакты для связи по проекту. Важно создать механизм получения обратной связи и указать, куда присылать комментарии и где получать информацию о статусе проекта. Муниципалитет
29. Разработка эскизного проекта развития территории с учетом информации, полученной на встрече №2 и информации, отраженной в отчете. Муниципалитет
30. Публикация эскизного проекта территории на сайте муниципалитета, группах в социальных сетях. Муниципалитет
31. Приглашение заинтересованной общественности на встречу №3 со ссылкой на предлагаемый эскизный проект территории для ознакомления и формулировки вопросов. Рекомендации по анонсированию встречи №3 такие же, как по встрече №1 и №2. Необходимо обеспечить широкое информирование об обсуждении и личное приглашение всех ключевых интересантов и участников проекта. Муниципалитет
32. Подготовка визуальных материалов к обсуждению:

·        карта с визуализацией предлагаемого эскизного проекта территории в формате А1

·        презентация для общественного обсуждения (объяснение предлагаемых решений для территории, наглядные визуализации предлагаемых решений, фотографии территории, визуализация результатов проведенного анализа, фотографии проведенных встреч)

·        индивидуальные анкеты участников, дублирующие вопросы, которые планируется обсуждать на встрече.

Муниципалитет
33. Проведение встречи №3 – общественного обсуждения разработанного эскизного проекта территории. Примерный регламент:

·        презентация итогов прошедших встреч и проведенной аналитики

·        презентация разработанного эскизного проекта территории с наглядными визуализациями предлагаемых решений, возможных сценариев использования территории, предоставлением вариантов решения проблем, обозначенных на предыдущих встречах и в рамках предпроектного исследования и проводимых встреч

·        уточняющие вопросы аудитории в формате вопросов и ответов

·        групповая работа ­– обсуждение предлагаемого эскизного проекта территории в малых группах по 5-8 человек, формулирование обратной связи (что нравится, что смущает, что будет работать, что нет). Каждая группа в течение 30 минут работает с картой (можно выделять и зачеркивать предлагаемые решения, предлагать дополнительные функции и объекты, вносить уточнения).

·        презентации групповой работы – важно, чтобы каждая группа слышала друг друга, отмечала схожие моменты и идеи для развития территории.

·        подведение итогов – резюме встречи, общие моменты, обозначенные группами, обозначение следующих шагов.

На встрече ведется видеозапись, доступ открыт для всех желающих и для СМИ.

Муниципалитет
34. Анализ разработанных на встрече карт, заполненных анкет, полученной информации. Составление единого публичного отчета для архитекторов, представителей муниципальной власти и заинтересованной общественности. Муниципалитет
35. Публикация отчета о встрече на сайте муниципалитета, в интернет-представительстве проекта, в группах в социальных сетях, по эл. почте всем, кто оставил на встрече свои контакты для связи по проекту. Важно создать механизм получения обратной связи и указать, куда присылать комментарии и где получать информацию о статусе проекта. Муниципалитет
36. Разработка итогового эскизного проекта территории с учетом всей информации, полученной по итогам всех встреч и информации, отраженной в отчетах. Муниципалитет
37. Публикация проекта на сайте муниципалитета, группах в социальных сетях. Муниципалитет
38. Проведение дополнительных встреч с отдельными группами интересантов, обеспечение соответствия проекта ожиданиям заинтересованных групп. Муниципалитет
39. Регулярное информирование о статусе проекта, проведении дополнительных встреч, обновление проекта при внесении последующих изменений. Муниципалитет
40. Возможное участие отдельных заинтересованных групп в рамках рабочей группы / общественного наблюдательного совета в контроле за ходом работ с целью соответствия реализации утвержденному проекту. Муниципалитет
41. Открытие объекта с участием заинтересованных групп, вовлечение их в подготовку открытия, реализация инициатив, получаемых от заинтересованных пользователей. Муниципалитет
42. Проведение оценки реализованного объекта с участием рабочей группы / общественного наблюдательного совета и разработкой рекомендаций по исправлению недочетов реализации при их наличии. Субъект РФ и муниципалитет
43. Подведение итогов программы и определение рекомендаций на будущее. Субъект РФ